Интервью с Мамедом Гусейновым, автором и арт-директором Московского международного фестиваля туркменской классической музыки «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова

Мамед, в этом году фестиваль прошел всего лишь во второй раз, но он уже стал доброй традицией и одним из ярких культурных и светских событий осенней Москвы, не так ли?

Да, по масштабу и наполнению его впору назвать "фестивалем искусств" или "культурным форумом", так как он объединяет самых разных творцов — от музыкантов, артистов балета, художников, режиссёров до учёных (искусствоведов, историков, археологов, экологов). В рамках его программы можно посетить и концерты, и художественную выставку, и конференцию деятелей науки.

 
Когда мы задумывали фестиваль, я даже не предполагал, что он вырастет в такого рода масштабный форум туркменской культуры, и здесь уместно процитировать Гёте, который сказал: «Вне зависимости от того, о чем вы мечтаете, — начинайте над этим работать! И тогда в вашей жизни начнут происходить самые настоящие чудеса!». 
 
Все, что сегодня происходит с фестивалем, — это настоящее Чудо. В нынешнем году поступило огромное количество заявок, и оргкомитету фестиваля пришлось проделать очень большую работу по отбору участников и составлению программы. География второго фестиваля обширна, выступили музыканты и артисты балета из разных стран: России, США, Словении, ОАЭ, Армении, Японии и, конечно же, Туркменистана.
  
 
 
 Октябрь, похоже, стал в этом году настоящим праздником классической музыки для москвичей.
- Да. 15 октября в Московской консерватории прошел сольный концерт заслуженной артистки России, скрипачки Леоноры Дмитерко, где она исполнила произведения туркменского композитора Оразмухамеда Курбан-Ниязова (эту же программу она исполнила 3 ноября на гала-концерте фестиваля «Звуки дутара»). 23 октября, в рамках фестиваля «Японская осень», прошел концерт «Мелодии и краски Японии», где, наряду с произведениями японских композиторов, певицей Дарьей Рубановой был исполнен вокальный цикл «Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки» Нуры Халмамедова, а также мое сочинение для голоса, скрипки и фортепиано «Аромат цветущей сакуры». Но апофеозом настоящего «парада» туркменских концертов в Москве стал фестиваль «Звуки дутара», на котором, кроме известных сочинений, были исполнены и премьеры не только молодых туркменских композиторов, но и корифеев музыкального искусства.
 
 
  
Хотелось бы подробнее узнать об этих премьерах.
 
- Если честно, для российской публики все, что происходит на фестивале «Звуки дутара», является премьерой. Фестиваль разрушает стереотипы, сложившиеся в отношении Туркменистана и его культуры. Часто приходится слышать от гостей фестиваля мнение, что они потрясены высокой академической культурой Туркменистана, о существовании которой они даже не подозревали. 
  
 
  
 
Во всем мире знают наши ковры, нашу фольклорную музыку – благодаря дням культуры Туркменистана, которые проходят во многих странах, но о профессиональных художниках, о профессиональных композиторах Туркменистана за рубежом слышали очень мало, а многие не слышали совсем. А ведь академическая культура нашей страны уникальна и является прямой наследницей народных традиций. Туркменских композиторов и художников невозможно спутать ни с какими другими, настолько они национальны и черпают свое вдохновения в фольклоре — это пример синтеза европейской школы и этнических традиций.
  
 
 
 
 Из самых значимых премьер фестиваля не могу не упомянуть, конечно же, о произведении композитора Нуры Халмамедова. 29 октября на концерте прозвучала московская премьера его вокального цикла на стихи Генриха Гейне «Сердца людские». Этот цикл изначально написан композитором для баса, но из-за очень сложных технических моментов исполнялся крайне мало, и даже нет его аудиозаписей. Я сделал вариант этого произведения для сопрано, и вокальную партию исполнила Дарья Рубанова, а партию фортепиано — я сам.
 
Всемирно известная певица Медениет Шахбердыева, наш "туркменский соловей", часто говорила мне, что для нее всегда было большим подарком судьбы исполнять премьеры сочинений и лучшего подарка для музыкантов она и пожелать не может. И я абсолютно с ней согласен, особенно когда даешь жизнь таким шедеврам, как вокальный цикл «Сердца людские».
 
 
 
 
Ещё в концертах фестиваля прозвучали произведения Вели Мухатова, Реждепа Реждепова, Байрама Худайназарова, Чары Нурымова, Валерия Сапарова (композитора, родившегося в Туркменистане в городе Мары, ныне проживающего в Ташкенте) и премьеры сочинений Сухана Туйлиева, Тыллы Овезовой, Марал Якшиевой, Керима Джумагулыева...
  
 
  
 
Интересное звучание приобрели романсы Халмамедова в интерпретации словенского музыкального коллектива "Ansambel helikonov"  под руководством известного композитора Игоря Кривокапича (Любляна). Там, в столице Словении, кстати, 20 октября 2016 года ансамбль под руководством британского дирижера Джеймса Гоерлея исполнил сочинения Нуры Халмамедова и мои. На фестивале 3 ноября "Ansambel helikonov"  исполнил романсы «Туркменские просторы» и «Летите, журавли», который публика приняла особенно горячо. Ведущая пояснила, что романс проникнут такой любовью и светом, потому что композитор посвятил его своей любимой супруге Гульсолтан Халмамедовой. 
  
 
 
 
 
 
  
 
В анонсе фестиваля было заявлено, что в концертах прозвучат сочинения зарубежных композиторов, произведения которых были написаны по мотивам туркменских легенд или на основе туркменских народных мелодий. Не могли бы Вы рассказать подробнее об этих сочинениях?
 
- У нас на сайте фестиваля www.dutar-sounds.ru есть нотная библиотека, где мы собираем ноты не только туркменских, но и сочинения зарубежных композиторов, посвященные туркменской тематике. Одно из таких сочинений – «Туркменская песня», записанная и обработанная Александром Александровичем Алябьевым в 1832-1833. Ее в нашем концерте исполнила студентка Института Искусств при МПГУ Юлия Делико. Я не берусь утверждать, но думаю, что это исполнение также можно отнести к премьерам, т.к. аудиозаписей этой песни, несмотря на все старания, никому из нас не удалось найти. 
  
 
 
 
В начале XX века высокую волну интереса к туркменской музыке вызвала публикация туркменских записей В.Успенского, которые послужили мощным стимулом для обращения композиторов к туркменскому народному мелосу. Были созданы не только серии обработок туркменских народных песен, но и сочинения крупных жанров для симфонического оркестра: «Туркменская сюита» А.Мосолова, сюиты «В степях Туркестана» М.Ипполитова-Иванова, «Туркменские картины» С.Василенко, «Туркмения» Б.Шехтера. Появились и камерные сочинения А.Мосолова, Н.Рославца, Г.Литинского, С.Василенко, В.Золотарёва. В сентябре 1930 года в Москве был проведён специальный конкурс на лучшее сочинение для Туркменистана. Конкурсная комиссия работала под руководством Р.М.Глиэра, который, кстати сказать, и сам намеревался писать оркестровое сочинение на туркменские темы.
 
 
  
3 ноября на гала-концерте фестиваля прозвучали два сочинения Александра Мосолова. Одно — это сюита «Туркменские ночи» в исполнении Екатерины Март-Яцюк, замечательной пианистки, выпускницы Московской консерватории. Второе – «Туркменская колыбельная» в исполнении вокального ансамбля «Эйдос», художественным руководителем и главным дирижером которого является Андрей Капланов.
 
 
В рамках культурной программы фестиваля были представлены и живописные произведения?
 
- Да, 3 ноября в 16.00 в Музейно-выставочном комплексе Российской академии художеств (Галерея Искусств Зураба Церетели), в зале «Яблоко», состоялось открытие выставки живописных и графических работ туркменских художников «Легенды Древнего Мерва: эволюция образа», а также презентация книги «Живописные легенды Древнего Мерва». 
 
Для нас это новый формат, но я думаю, что теперь мы и впредь будем устраивать художественные выставки в рамках фестиваля, чтобы они стали традиционными. Нынешняя выставка-презентация, проведённая при организационной поддержке Международного журнала «Туркменистан» и Посольства Туркменистана в Российской Федерации и посвящённая 25-летию независимости Туркменистана, предоставила возможность московской публике поближе познакомиться с образцами национального, в том числе современного, изобразительного искусства, представленными шестью десятками живописных и графических работ. 
 
 
 
 
 Выставка стала хорошей «увертюрой» к гала-концерту фестиваля «Звуки дутара». Публика, попадая из заснеженной Москвы в залы Музейно-выстовочного комплекса РАХ, как бы оказывалась в теплом солнечном Туркменистане. 
 
Гостей приветствовал сам Президент академии художеств Зураб Церетели, отметивший высокий уровень работ наших художников. Ему было очень интересно пообщаться с ними. С удивлением Зураб Константинович узнал, что в Туркменистане Академией художеств называется учебное заведение, а не объединение академиков со всеми входящими в его состав творческими, педагогическими, научно-исследовательскими и музейными учреждениями, как в России.
 
 
 
Получив в подарок художественный альбом «Живописные легенды Древнего Мерва», З.К. Церетели объявил, что Российская академия художеств подготовила благодарственные дипломы, которые будут вручены десяти туркменским живописцам, чьи работы экспонировались на выставке-презентации. 
 
 
В рамках фестиваля 1 ноября в Российской академии художеств прошел круглый стол, посвященный музыкальным и культурным традициям и вкладу Туркменистана в мировую сокровищницу гуманитарных ценностей. Не могли бы Вы рассказать о его программе?
 
- Для фестиваля и это новый, можно сказать, жанр, но опыт получился удачный, нужный и безусловно интересный, мы будем продолжать этот формат. На круглом столе выступили с докладами не только музыковеды, кинодеятели, но и археологи, работающие в Туркменистане. С приветственной речью к собравшимся обратилась Татьяна Александровна Кочемасова (академик, член Президиума Российской академии художеств, начальник Научно-организационного управления по координации программ фундаментальных научных исследований и инновационных проектов РАХ, заместитель заведующего Международной кафедрой ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при РАХ, кандидат искусствоведения). 
 
 
 
 
 
С первым докладом выступила Надежда Анатольевна Дубова - российский антрополог, археолог, доктор исторических наук, руководитель сектора этнической экологии Института этнологии и антропологии РАН, руководитель Российско—Туркменской Маргианской археологической экспедиции. Она презентовала книгу "Труды Маргианской экспедиции. Т. 6. Памяти Виктора Ивановича Сарианиди". 
 
 
 
 
Виктор Николаевич Пилипко (ведущий научный сотрудник Отдела классической археологии Института археологии РАН, доктор исторических наук) выступил с докладом-презентацией – «Из новейших исследований на городище Новая Ниса».
 
Вижу, что Вам удалось привлечь к работе круглого стола настоящих звёзд археологии, ученых, прославивших свои имена в мировом масштабе именно в связи с раскопками в Туркменистане.
 
- Интересными были доклады и искусствоведов. Так, Н.Н. Глазунова  (Зав.отделом аспирантуры, кандидат искусствоведения, профессор Российского института истории искусств) рассказала о «Проблемах сохранения туркменского музыкального наследия». И.П. Шеховцова (доцент РАМ им. Гнесиных) выступила с докладом «Композитор легендарной судьбы: об О. Курбан-Ниязове».
 
 
 
 
 Владимир Абрамович Гуревич (музыковед, профессор РГПУ им. Герцена, секретарь Союза композиторов России), помимо доклада «Рукописи не горят», поделился с присутствующими воспоминаниями о своем друге Нуры Халмамедове, о творчестве которого написал немалое количество статей и воспоминаний. Особенно в творчестве Халмамедова его удивляли масштабы работы и точное образное раскрытие посредством музыки поэтических текстов; в этом отношении Гуревич ставит Халмамедова в один ряд с такими композиторами, как Свиридов, Мусоргский, Рахманинов.
 
С утверждением Гуревича согласилась Т.Н. Торопова (доцент Института Искусств при МПГУ), и в своем сообщении об интерпретации вокального цикла Н.Халмамедова «Недослушанные песни детей Хиросимы и Нагасаки» она наглядно показала интересные композиторские находки, способствующие полноте раскрытия тематики этого цикла.
  
 
 
 
Сухан Туйлиев (старший преподаватель Туркменской национальной консерватории) рассказал много интересного о ладах туркменской музыки и провел презентацию своей книги «Теория туркменской музыки».
 
Заочное участие в конференции приняла Осипова Е.П. (доцент Туркменской национальной консерватории); в своём докладе она раскрыла тему «Принципы работы российских музыкантов с туркменским музыкальным фольклором».
 
 
 
 
 Нина Николаевна Мусорина, многие годы проработавшая в симфоническом оркестре Туркменистана, выступила с докладом «Произведения туркменских композиторов для скрипки». В своем сообщении она затронула очень актуальную тему в объявленный в Туркменистане Год почитания наследия и преобразования Отчизны. До сих пор скрипичные произведения, которые составляют золотой фонд нашей страны, не изданы и существуют на правах рукописей, которые передаются профессионалами из рук в руки, и их трудно найти даже в Туркменистане, не говоря уже о зарубежье. Многие нотные записи, которые исполняла Нина Мусорина в юности, в настоящее время утеряны, их нет даже в библиотеках Туркменистана. Сегодня в Туркменистане выделяются солидные средства для издания нотных сборников, но в эти сборники зачастую попадают произведения малоинтересных современных авторов, сочинения же выдающихся туркменских композиторов практически не издаются.
 
 
 
 
Жанна Леонидовна Смелянская (актриса, режиссер, заслуженный деятель искусств России и Туркменистана, лауреат Государственной премии им. Махтумкули, профессор) выступила с докладом «Вехи российско-туркменского кинематографа», переросшим в воспоминания о работе над легендарным фильмом «Решающий шаг», где она исполнила главную роль — девушку Айну.
  
 
 
  
Расскажите о тех, кто принял активное участие в организации фестиваля, кто Вам помогал, о спонсорах.
 
- Я от всей души благодарю профессиональную команду, которая входит в оргкомитет фестиваля «Звуки дутара» и от лица оргкомитета выражаю огромную благодарность и признательность за поддержку Посольству Туркменистана в Российской Федерации, лично Зурабу Константиновичу Церетели (послу доброй воли Юнеско и Президенту Российской Академии Художеств), Ольге Львовне Косибород (Почетному академику РАХ, почетному работнику культуры города Москвы), Галине Адольфовне Волиной  (Президенту Международного благотворительного общественного фонда поддержки творчества им. Валерия Золотухина), Елене Лащенко (Генеральному директору информационного агентства «Музыкальный клондайк»), Михаилу Переплеснину (Главному редактору Международного журнала «Туркменистан»), Аширу Халмамедову, сыну выдающегося туркменского композитора. 
 
Я, со своей стороны, хочу поблагодарить Оргкомитет фестиваля, Вас лично, Мамед,  и многоуважаемого Зураба Константиновича Церетели за высокую оценку моего труда и награждение почетной грамотой за информационную поддержку "Звуков дутара" на сайте www.infoabad.com . Надеюсь, что и в дальнейшем Вы будете настоящим полпредом туркменской культуры за рубежом. Успехов Вам и новых творческих идей!
 
 
Жанна ПОВЕЛИЦЫНА,
фото Эмиля БАБЕЛЯНА
 
источник: http://infoabad.com/kultura-i-iskustvo/festival-zvuki-dutara-vyros-v-masshtabnyi-forum-turkmenskoi-kultury.html 
2016 Интервью с Мамедом Гусейновым, автором и арт-директором Московского международного фестиваля туркменской классической музыки «Звуки дутара» имени Нуры Халмамедова - РБОФ им. Валерия Золотухина. ©
Powered by Joomla 1.7 Templates