Дом одарённых детей
О сути инвестиционного проекта
Международного благотворительного общественного фонда поддержки творчества имени Народного артиста РСФСР Валерия Сергеевича Золотухина (МБОФ «Фарватер»)
«Дом одарённых детей»
2004-2015
Наш фонд уже 22-й год занимаемся поддержкой ярко одарённых в той или иной сфере искусства детей из малоимущих семей отдалённых российских регионов, результаты представляются нам весьма успешными. С самого начала мы решили доводить каждого талантливого ребёнка до окончания им высшего учебного заведения, если он действительно стремится стать мастером в избранной специальности. Вот почему у нас не так много подопечных, но каждым из них фонд по праву может гордиться.
Смысл нашего проекта как социально значимого – создать одарённым детям необходимые условия для их всестороннего гармоничного развития, для раскрытия их разнообразных творческих способностей, расширения общего кругозора, формирования высокогуманного мировоззрения, предполагающего служение своему народу и непоказную любовь к Родине.
Детей необходимо учить дружбе и терпимости, добру и благородству, развивать в них навыки здорового образа жизни. И вот что очень важно: дети, подрастая, должны постигать проблемы реального бытия и уметь преодолевать трудности, находя достойный человека выход из самых сложных ситуаций.
Их дружба, возникшая в атмосфере подлинной духовности, наверняка сохранится на многие годы, куда бы ни забросила их судьба. Идеи своего Дома, в усвоении и воплощении которых так нуждается всё современное общество, они понесут другим людям и таким же детям, какими были они сами. Дети, воспитанные таким образом, помогут духовному исцелению России, росту её нравственного, творческого и культурного потенциала.
Дом ни в коем случае не будет жить замкнуто, у него возникнут широкие связи с жителями округа, района, области, столицы, других городов, а также с лучшими представителями искусства, науки, политики, делового мира, как российскими, так и зарубежными.
Рассказывать о своей жизни в Доме и вне его дети смогут самостоятельно в специальном информационном листке, который сами же будут издавать – под умным и ненавязчивым наблюдением наставников.
Необходимо отметить, что лучшие наши дети-музыканты занимались в раннем возрасте сольфеджио по системе известного в музыкальных кругах как у нас, так и за рубежом учёного сольфеджиста Кирюшина В.В., которого уже нет в живых. Как известно, музыка относится к числу тех искусств, которые вызывают один из самых сильных откликов в душе человека. Ещё Аристотель утверждал, что с помощью музыки можно определённым образом влиять на формирование человеческого характера.
О системе Кирюшина можно рассказывать долго. Многие из его учеников полагают, что он как учёный опередил свой век в решении проблем воспитания и обучения ребёнка, начиная с внутриутробного развития плода.
Остановимся кратко лишь на его методе преподавания сольфеджио. Это не только определённым образом подобранные мелодии (попевки), которые предлагаются малолетнему ученику, но и знакомство ребёнка с образами сочинённых Кирюшиным музыкальных мифов и сказок – удивительными живыми существами, которые воплощают в своей сущности главные музыкальные понятия (все они нарисованы художниками под контролем Кирюшина). При этом каждый педагог волен стилистически по-своему рассказывать кирюшинские сказки, сохраняя лишь сущностную характеристику персонажей. Таким образом, ребёнок в доходчивой, понятной и увлекательной для него форме постигает основы музыкальной грамоты, теории музыки, гармонии, сольфеджио. В результате у детей развиваются абсолютный слух, способность мгновенно узнавать любые аккорды и созвучия, различать интервалы без видимых усилий – ещё до всякого серьёзного и глубокого проникновения в тайны гармонии.
Уже в музыкальной школе такие дети поражают преподавателей способностью безошибочно и быстро писать сложные музыкальные диктанты, а в училищах и вузах – с лёгкостью решать трудные гармонические задачи.
Система Кирюшина способствует усиленному развитию правополушарного мышления, к которому по мере взросления столь же успешно присоединяется и левополушарное. У многих детей, обучавшихся в 3-х, 4-х, 5-летнем возрасте по методу Кирюшина, мышление становится не только образным, но и гибким, вариативным, парадоксальным – словом, творческим. Недаром высокопоставленные партийные работники во времена СССР отдавали своих детей и внуков к нему учиться. А вводить его систему в общеобразовательную школу не позволяли. Её и сейчас не используют как должно.
У Кирюшина В.В. остались последователи, хорошо усвоившие его систему. Трое из них преподают в Москве, и к ним приходят учиться другие педагоги. Один из его последователей, Бригида С.А. (из г. Рубцовска), работающий в настоящее время в Москве, воспитавший сына-вундеркинда Волю, нашего подопечного до мая 2012 г., был приглашён в Гонконг в 2010 г. для ознакомления китайских преподавателей с этой уникальной методикой и проведения занятий с детьми. Там он получил должность профессора, его хотели бы видеть в Гонконге постоянно, но по многим причинам Бригида С.А. останется в России. Пригласили его в Гонконг преподавать и в 2011 г., и в 2012.
Есть ещё особая методика обучения детей игре в шахматы, разработанная в Украине ректором Черниговского университета элитарной семейной педагогики Мойсияко В.Я. По мнению Мойсияко, шахматная игра – это модель духовной жизни человека. Правила игры в шахматы обычные, но сама игра идёт по специальным моделям, развивающим детское мышление. В результате ребёнок приобретает способность решать трудные проблемы, в его характере вырабатываются бойцовские качества. Каким образом? На шахматной доске возможны 10 в 20 степени вариантов действий. Из них ребёнку нужно выбрать один – правильный.
Это огромная мыслительная работа. Шахматы – это целая философия, в них отражены единство и борьба противоположностей и другие законы диалектики. В них – как в жизни: надо научиться делать нужные ходы, не нарушая законов «игры» (то есть законов государства и в идеале – нравственных законов человеческого сообщества). Но и само государство в лице своих представителей не должно нарушать принятых законов, если оно не желает революционных изменений (взрывного перехода количества в качество). Разумное цивилизованное общество не допускает опасных для него революционных взрывов.
В методике Мойсияко есть также немало простых, но очень эффективных приёмов воспитания, которые мы собираемся использовать в своём Доме. Например, «управляемый» дневник. Управляемый потому, что педагог регулярно подсказывает, что следует в него записывать. Каждый вечер ученик должен честно писать, что за день он сделал хорошего и что – плохого. Казалось бы, что особенного? А теперь нетрудно представить, что было бы, если бы каждый человек вёл такой дневник с детства каждый день.
Вот уже девятый год мы предоставляем талантливым детям и студентам постоянную возможность обыгрывать на публике свои программы. Много концертов проходило в Государственном музее М.А.Булгакова (где я являюсь членом Попечительского совета) до 2014 года, в соответствии с заключённым в 2008 году договором между руководством музея и нашим фондом. Не менее 3-4 раз в месяц в стенах музея звучала классическая музыка, столь любимая великим русским писателем. В музее Булгакова даже сложилась публика, приходящая на концерты молодых и юных дарований и на спектакли театра «КомедиантЪ», созданного при фонде в 1999 году и включившего в свою труппу молодых актёров, которые проходят здесь добротную творческую школу. К сожалению, в музее Булгакова уже два года отсутствует фортепиано, и музыканты фонда регулярно выступают на других площадках Москвы.
О наших одарённых детях написано множество статей в российской и зарубежной прессе – ведь почти все они стали неоднократными лауреатами всероссийских и международных конкурсов. С их исполнительским искусством можно познакомиться в Интернете.
О нашем молодёжном театре было много телевизионных передач, статей в журналах и газетах; театр в 2008 году выиграл грант Правительства Москвы за лучшую социальную пьесу об отношениях детей и родителей; труппа имеет множество благодарностей, дипломов и грамот.
О нашем фонде опубликован материал в журнале «Русский Мир» (№9 за 2011 год).
Общение с талантливыми детьми и их родителями, решение многочисленных проблем (или невозможность решения) в жизни детей, подростков, студентов с помощью нашего фонда, их успехи и перспективы – всё это привело к мысли о создании проекта «Дом одарённых детей».
По проекту Дом одарённых детей рассчитан на 40 учеников. Младшие будут проживать в двухкомнатных квартирах с родителями (или с одним из них), а каждый из старших получит свою изолированную комнату с удобствами на двоих.
В каком бы возрасте ни попал ребёнок в наш Дом, ему придётся сдавать государственные экзамены по программе средней школы на аттестат зрелости. Чтобы сэкономить время, мы решили обучать детей общеобразовательным предметам заочно (на практике так оно и происходило в фонде), для сдачи экзаменов экстерном, а для этих целей нужны ускоренные программы и новые методики. Ведь главное у наших детей – крепкое овладение творческой профессией. Но в то же время нельзя допустить и поверхностного усвоения других необходимых для общего развития знаний.
Кроме того, в нашем Доме дети получат углублённые знания русского языка с навыками редактирования и умения свободно и точно излагать письменно и в устной речи свои идеи, мысли, проекты; их обучат хорошему владению иностранным языком (по выбору ребёнка). Они получат достаточные знания в области психологии отношений, в том числе мужчин и женщин, логики и полемического искусства, риторики, основ научной и религиозной философии.
В Доме будут открыты молельные комнаты для православных и верующих иных конфессий.
Дети научатся распределению собственного времени; у них выработается желание постоянного общения с книгой (педагоги разовьют в них потребность самостоятельно учиться в продолжение всей жизни). Дети приобретут раскованность, пластичность движений (благодаря обучению танцам, актёрскому мастерству, в частности, пантомиме).
Естественно, все научатся работать на компьютере как продвинутые пользователи; желающие овладеют компьютерным редактированием, макетированием рукописей, компьютерной графикой и т.п.
В Доме предусмотрены классы: компьютерные; шахматной игры; точных наук (математики, физики астрономии, химии); истории философии и религии, а также истории России и всеобщей истории, социологии и географии; русского языка, литературы и риторики; логики, психологии и хороших манер; рисования, лепки, дизайна и художественных поделок; пластики, хореографии, современного, спортивного танцев; биологии и ботаники; лингвистики (изучение иностранных языков); сольфеджио; основ актёрского мастерства и режиссуры. Желающие будут обучены основам документальной и художественной фото-видеосъёмки. Предполагается выпускать документальные фильмы о жизни Дома одарённых детей самими детьми (сценарий, режиссура, съёмка, монтаж, озвучивание) и игровые фильмы по интересным сценариям, созданным также детьми.
Будут функционировать: библиотека (книги на русском и других языках, изучаемых в Доме), литературная студия, редакционный кабинет, минитипография, фотостудия и фотолаборатория, студии звукозаписи и видеозаписи, столярная, гончарная и швейная мастерские (с обучением желающих вышивке и вязанию), минишкола современного домоводства (прикладные знания и умения на все случаи жизни), живой уголок. В Доме будет много живых цветов, растений. На прилегающей территории посадим сад. Появятся и огородные грядки.
Спортом и плаваньем для общего физического развития будут заниматься все (спортивный зал и бассейн для старших, для самых младших – игровые и спортивные комнаты с соответствующими тренажёрами), надувные бассейны. Будут иметь место и спортивные занятия на свежем воздухе.
В Доме будет оборудован театрально-концертный зал предположительно на 300 человек, с фойе, которое послужит также местом проведения художественных выставок. В цокольном этаже будет действовать небольшой театрально-концертный зал на 100 человек. Наличие этих залов позволит проводить конкурсы и фестивали юных дарований и талантливой молодёжи. Оборудование зала на 300 человек предусмотрено таковым, что здесь можно будет ставить оперы русских и зарубежных композиторов. Постановкой опер планирует заниматься наш бывший подопечный, а ныне звезда театра «Новая опера» Анджей Белецкий, который в настоящее время является также приглашённым солистом Большого театра в Москве и Нового оперного театра в Тель-Авиве.
Детей обучат внимательному отношению к собственному здоровью, умению ставить предварительный диагноз при возникшем недомогании или заболевании, умению оказывать первую помощь себе и другим, лечиться не только известными лекарствами, но и испытанными методами народной медицины. Дети получат необходимые знания о правильном питании, здоровом образе жизни и привычку к ним.
Желающие пройдут курс основ выживания в экстремальных ситуациях.
В Доме постараются научить детей правильному отношению к потреблению, деньгам, роскоши.
На первом этаже Дома откроется столовая на 60 человек, на жилых этажах разместятся небольшие кухни, куда будут доставлять пищу из столовой. Можно будет готовить и индивидуально.
Для детей, принятых в Дом, потребуются особые, не стандартные, методы воспитания и обучения с тем, чтобы атмосфера увлечённости творческим познанием мира, позитивного его восприятия царила в коллективе учеников и учителей.
Но негативных явлений не избежать, ибо вся жизнь человека (не исключая его психических свойств) и жизнь окружающего мира состоит из противоречий и противоборств. Самое главное здесь – научить ребёнка понимать, как гасить бытовые, учебные и иные конфликты наиболее безболезненным способом, как научиться прощать друзей и близких. Это одна их сложнейших задач воспитания.
В соответствии с целью проекта в Дом одарённых детей отбираются мальчики и девочки, особо одарённые в различных областях искусства: музыка (инструментальное искусство, композиция, вокал), хореография, литература, журналистика, изобразительное искусство (живопись, графика, ваяние, дизайн, декоративно-прикладное искусство), художественная фотография и видеосъёмка, театральное мастерство (сценическая игра, режиссура).
Отбор детей будет проводиться высококлассными специалистами.
Обслуживание Дома и занятия с детьми педагогов для усвоения школьной программы и дополнительного обучения означает также создание новых рабочих мест (до 50 человек).
Как нам представляется, проект может быть настоящим научным полигоном в разработке и применении инновационных методов воспитания и преподавания.
Для реализации социально значимого проекта «Дом одарённых детей» от государства требуется в долгосрочную аренду участок земли в ближнем Подмосковье. Проект инвестиционный, поэтому все остальные проблемы мы решим сами. Но и от льгот не откажемся.
Схема простая. Привлечённый инвестор (строительная фирма) строит на участке 1 га Дом одарённых детей площадью 3500 – 3700 кв. м с отделкой, наполняет его необходимой техникой и оборудованием и приобретает фонду в виде собственности нежилую недвижимость в Москве общей площадью примерно 2000 кв.м. с целью получения источника финансирования для последующей эксплуатации Дома одарённых детей. Расчёт будет более точным ближе к концу строительства. На большей же части земельного участка (4,7 га) инвестор строит коммерческую недвижимость, чтобы с прибылью вернуть себе вложенные в наш проект средства.
Продвигаем мы свой проект с октября 2004 года.
История борьбы фонда за проект «Дом одарённых детей» достойна пера современного Гоголя или Салтыкова-Щедрина. Такова, к сожалению, российская действительность. Но всё же мы надеемся на победу. Ведь мы реализуем проект, который представляется и фонду, и многим людям важным, добрым и нужным для страны делом.
Президент МБОФ имени В. С. Золотухина
Волина Г. А.