Галина Волина о стихах Леонида Сергеевича Чистякова

Жизнь бесконечна, необъятна. Но, прочитав книгу стихов Леонида Чистякова, друга моей юности, "Ослепление верой (апология одиночества)", я подумала, что ему доступно всё в подлунном мире. Леонид Сергеевич не сделал поэзию своей профессией, хотя пишет стихи с ранних лет. Его стезя – точные науки. В прологе он говорит, что мысли и утверждения, высказанные автором от лица одинокого человека, не обязаны совпадать с мыслями самого автора. Охотно верю. Но мне, потерявшей с ним связь много лет назад, хотелось также узнать, как он жил эти годы,  о чём думал, чем занимался. Именно  он, а не кто-то другой. И книга предоставила мне такие сведения. Ведь   глубокий, сложный, интересный поэт как личность не может не интересовать читателя, в том числе и меня.

 Казалось бы,  передо мной – традиционные стихи. Интонация стихов в основном – грустная. Но у этого поэта потрясающий внутренний мир, и далеко не каждый из нас обладает столь мощными разумом и чувством – орудиями постижения мира. В стихах хорошо прочитывается, что автор, ныне живущий в добротной московской квартире, немало лет прожил в деревенском доме с печкой и чем-то вроде завалинки. Родившись на Сретенке, он в 19 лет женился и переехал к жене и родившейся дочке в деревенский дом с печкой. Печку он растапливал промёрзлыми дровами, им же наколотыми и сложенными в поленницу. Печка топилась жарко, пуская из трубы дым в зимнее небо, крылечко и крыша заносились снегом – его надо было расчищать, а на оконных стёклах расцветали узоры инея. Надо заметить, что до и после войны Москва была окружена посёлками деревенского типа, летом утопавшими в зелени садов и лесов, а зимой заваленными сугробами. Воду носили в вёдрах из ближайшей колонки, главные «удобства» находились на улице. Лет через 15 появился  привозной газ в баллонах,  а в начале 70-х эти посёлки стали сносить. Ещё раньше из них исчезла деревенская фауна: коровы, куры, козы, и только сады и огороды цвели как сумасшедшие, видимо, в предчувствии скорой гибели. Многое приобрёл тот, кто имел опыт выживания в таких посёлках, он многому научил. Недаром Леонид так ценит труд умельцев, изготавливающих своими руками нужные людям вещи. Он и сам рукодельник, каких мало. Достаточно прочитать стихи, воспевающие устройство швейной машинки, кухонного комбайна, работу токаря. Мы понимаем, что автор – свой человек среди простых и сложных механизмов.

А  каков он среди живых людей, среди женщин, например? Из содержания стихотворений следует, что на судьбу Чистякова сильнейшее влияние оказали два типа женщин: один тип – олицетворение зла, бессердечия, другой – добра, чистоты, преданности. Но такие типажи – не исключение в жизни и других мужчин. И всё же будем считать, что Чистяков прошёл и через эти испытания, потому что  его вечно экспериментирующий организм так устроен. Узнаём мы также о том, что Леонид Сергеевич – человек, верящий в существование Бога, и эта вера требует к себе уважения. Не впрямую с размышлениями о Боге, о вере связаны захватывающие размышления о жизни и смерти, о вечности. В этой глубокой теме автор может рядиться и в чужие одежды, как и в вопросах социальных перевоплощений. Мы читаем и о грандиозности "русского духа", и страстные антивоенные стихи,  и о хлебе насущном, и о страхе смерти. Читаем размышления о евреях и гоях, о красоте, словом, автор отражает страсти мира. При этом прошлое  у него постоянно соединено с настоящим и будущим и время как бы исчезает.

Поэзия не может обходиться только правдой жизни, в ней должно быть что-то ещё, что и делает её искусством. Поэтическое слово предполагает виртуозное владение им. В стихах Чистякова виртуозное владение словом наблюдается на каждом шагу. Всё содержание построено на ассоциативном звучании литературного слова, звукописи, разнообразии ритма, повторах строк (музыкально-песенный приём) и других способах ухода от убаюкивания слуха банальным жужжанием  банальных слов.  Жаль, что не имею права цитирования, так как издание – лицензионное.

Лицензия, впервые применённая в России на практике в издании этой книги, не только спасает её автора от возможного плагиата и пиратства, но и утверждает некоторый новый нравственный подход в издательском деле. Многое было мне в этом деле непонятным, и я попросила Леонида Сергеевича ответить на некоторые мои вопросы. Свою беседу с Леонидом Сергеевичем я построила исходя из того, что книга, о которой пойдёт речь - это Первое в истории России издание книги, защищённое авторской Лицензией.


 

 


 
Наша беседа началась с рассказа Леонида Сергеевича:

"Большой опыт собственных компьютерных работ, в том числе компьютерного дизайна и вёрстки, помог мне самостоятельно издать книгу моих стихов, защитив её от пиратства своей авторской Лицензией. За всю многовековую историю российского книжного издательства ‒ такое произошло впервые. Ещё свежо в памяти массовое нежелание подчиняться лицензионным требованиям создателей компьютерных программ. Но "интеллигенция" привыкла и всё реже нарушает действующее законодательство. Существуют также редко реализуемые лицензионные договоры авторов с издательствами. Но об авторских Лицензиях для пользователей книжной продукцией, до того, как я впервые применил это на практике, не слышал никто, так как до меня этого просто не было. Я хорошо понимал, в какое "общественное" информационное пространство я с этим своим "ноу-хау" попадаю. Что посыпятся обвинения от "Он что, идиот ‒ его всё равно обворуют" до "Вот дурак! Никто не будет выполнять его лицензионных требований. Мы вообще не признаем авторские права". По этому пути пошли и некоторые чиновники, требуя от издателей в качестве обязательного экземпляра электронный оригинал-макет издания. Мотивировка до пошлости тривиальная: "не хватает места в хранилищах". Так, может быть, лучше, придерживаясь принципов защиты частной собственности, вообще отменить обязательные экземпляры ‒ этот феодальный атавизм прошлого ‒ всё контролировать. Я хорошо понимал, в какую стенку я упираюсь."

Галина Волина: "Я слышала об издательстве "Громовы и Чистяковы" и, забив в поисковике это название, сразу получила ваш адрес и телефон. Прежде всего, я хочу спросить: неужели вы верите в то, что ваша авторская лицензия может в действительности остановить книжное пиратство?"

Леонид Чистяков: "Это не вопрос веры. Верю я только в Господа Бога. Но я всю жизнь, так уж воспитан моим отцом Сергеем Николаевичем Чистяковым, делаю то, что, по своему пониманию, должен делать, то есть то, чего нельзя не делать. Конечно, книжное пиратство вряд ли пропадёт в ближайшие годы, но его можно сильно ограничить с помощью моей технологии осуществления издательской деятельности".

Галина Волина: "Расскажите о преимуществах вашей лицензии".

Леонид Чистяков: "Дело в том, что сегодня пиратство – одна из разновидностей контрафакции – разоряет книжные издательства. Это касается не только полиграфической продукции, но и продажи цифрового контента. Кроме рекламы, издательства вынуждены издавать в основном маленькие, не технологичные, с точки зрения полиграфии, тиражи книг либо за деньги автора, либо за деньги госбюджета. При этом авторы либо ничего не получают, либо получают смехотворные выплаты. Я не говорю о некоторых издательствах-монополистах, существование которых носит эксклюзивный характер. Свободу слова и свободу самовыражения может поддержать только большое количество малых издательств, конкурирующих в условиях рынка и жёстко ограниченных действующим законодательством. Сегодня законодательство не в состоянии эффективно и быстро защитить авторские и смежные права от контрафакции. Моя задача была не апеллировать к изменению законодательства или добавлению в него новых статей, а попытаться создать в рамках существующих законов эффективный механизм их реализации".

Галина Волина: "Как же это должно работать на практике?"

Леонид Чистяков: "Я не предлагаю тотально использовать механизм авторского лицензирования. Довольно много авторов, с так называемым потоковым сознанием, вообще не в состоянии на чём-то сконцентрироваться определённом. Есть авторы, которые заинтересованы в контрафакции, так как контрафакция резко увеличивает распространение их авторских материалов, носящих, по существу, рекламный характер. Мою технологию авторского лицензирования надо применять добровольно".

Галина Волина: "А как авторское лицензирование отражается на издательском процессе?"

Леонид Чистяков: "Сегодня издательства заключают с авторами договоры, которые могут быть лицензионными на уже созданное произведение и заказными на создание нового произведения. По заказным, т.е. договорам авторского заказа, автор может превратиться в так называемого "литературного раба". По лицензионному договору автор передает издательству права на использование произведения, теряя, по существу, возможность влиять на его дальнейшую   судьбу.   При   этом   издательства   стремятся   вставить   в   договор условия исключительности, становясь правообладателями такого произведения. Автор в этих условиях вручает свою судьбу издательству, которое должно защищать его права, бороться с контрафакцией и т.п. (если, конечно, само издательство этой контрафакцией не грешит). Но я уже говорил, борьба издательств с контрафакцией сегодня не эффективна. Разорвать этот замкнутый круг может только моя новая технология авторского лицензирования, выводящая тиражи книг из так называемого "гражданского оборота". При этом все рычаги влияния на судьбу произведения получает автор, а не издательство, которое, по нелицензионному договору с автором занимается производством и реализацией носителей информации (книг и иных носителей), но не получает авторских прав на произведение".

Галина Волина: "Все ли издатели справятся с подобной технологией?"

Леонид Чистяков: "Видите ли, я уже говорил, что использование этой технологии ‒ дело добровольное. Придумав такой способ защиты моих авторских и смежных прав, я оказался в условиях чистого эксперимента, когда я сам ‒ автор, издатель и полиграфист, и, при этом являюсь владельцем и Директором своего предприятия. Поэтому я имел возможность отладить эту технологию эффективным образом. Моя авторская лицензия предполагает распространение книги только моим издательством и мной самим – автором. Что полностью соответствует действующему законодательству. При этом, что очень важно, я вывел книгу из гражданского оборота, передавая читателю право лишь на бессрочную аренду носителя информации".

Галина Волина: "А усложнится ли использование вашей технологии для того случая, когда автор произведения не зарегистрировался в Российской Книжной Палате в качестве издателя и вынужден заключить договор с издательством?"

Леонид Чистяков: "В общем-то, нет, не усложнится, но автору придётся найти издательство, которое пойдет на соответствующий договор. Надо сказать, что авторская лицензия дает издательству мощное средство защиты также и своих коммерческих интересов, так как позволяет вывести книгу из гражданского оборота не самостоятельно, а по требованию авторской лицензии, и полностью успокоить автора по вопросам борьбы с контрафакцией. Думаю, что и пираты не захотят связываться с таким изданием".

Галина Волина: "Скажите, Леонид Сергеевич, можно ли в публикации моего интервью с вами привести некоторые выдержки из вашей авторской Лицензии, чтобы читатель почувствовал степень жёсткости требований вашей Лицензии?"

Леонид Чистяков: Конечно можно, если приведенные вами фрагменты не исказят основного смысла данной Лицензии и не доведут всё до абсурда. В любом случае читатель должен будет познакомиться с Лицензией до приобретения права читать книгу. Понятно, что для литературного чтива такая лицензия не создаст выгод ни автору, ни издательству. Но авторам, убежденным, что их творчество должно стать неотъемлемой частью национальной культуры и что получение выгод от продажи тиражей их книг создаст им возможность творить и дальше ‒ авторское лицензирование представляется мне совершенно необходимым".

С разрешения Леонида Сергеевича приведу некоторые выдержки из авторской лицензии, которой снабжена его книга, зарегистрированная в Российской Книжной Палате: "ISBN 978‒5‒600‒00154‒1. Per.: 14‒88055 от 20.11.14. Чистяков Леонид Сергеевич. Ослепление верой (апология одиночества) ‒ изд. лицензионное ‒ Москва: "Торговый дом Громовы и Чистяковы"; 351 с. с. ‒ УДК 821.161.1. ББК 84(2=411.2)6‒5.":

"Данная Лицензия предоставляется Автором стихотворных и иных текстов данной книги Чистяковым Леонидом Сергеевичем, а также принадлежащим ему Издательством, конечному пользователю (читателю) данных текстов. Данная Лицензия устанавливает, что приобретателем Лицензии может быть только физическое лицо...

Приобретатель данной Лицензии также называется в дальнейшем легальным читателем.

Данная Лицензия составлена в полном соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и защищает авторские права и иные, имущественные и неимущественные права, вытекающие из авторского права, принадлежащие единственному правообладателю Чистякову Леониду Сергеевичу, и определяет исключительное право Чистякова Леонида Сергеевича на результат его интеллектуальной деятельности... и исключительное право на получение имущественных и неимущественных выгод.

Данная Лицензия устанавливает единоличное и эксклюзивное право Автора... на запрет любому физическому или юридическому лицу на копирование и редактирование данных текстов и иллюстраций и любых их частей, их издание и передачу данных текстов и иллюстраций любому другому физическому или юридическому лицу на любых условиях, утверждая, что данным правом обладает только автор... Чистяков Леонид Сергеевич...

Публикация данной книги предназначена Автором лишь для предоставления легальному читателю аренды (проката) экземпляра данной книги на срок, оговоренный в данной Лицензии. Данная Лицензия определяет неимущественное правоотношение и не вводит носитель информации (книгу как материальный объект) в имущественный оборот.

Приобретая экземпляр данной книги, приобретатель получает бессрочное право на чтение только данного экземпляра книги (за плату или безвозмездно)... исключая любую субаренду... Экземпляры данного правомерно опубликованного произведения (экземпляры данной книги) не вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации и за её пределами путем их продажи, так как за плату или безвозмездно передаётся лишь право на прочтение данного экземпляра книги, регулируемое данной Лицензией...

Ограничения, сформулированные в данной Лицензии, распространяются также и на Обязательные экземпляры данной книги, предоставленные Автором и его Издательством тем библиотекам и организациям, которые названы в действующем законодательстве Российской Федерации относительно Обязательных экземпляров...

Данная Лицензия исключает возможность приобретения этой книги, или любой её части, любыми библиотеками, независимо от того, кем они были учреждены, организованы и кому они принадлежат. Обязательные экземпляры данной книги, предоставленные библиотекам и организациям, упомянутым в действующем законодательстве, не вводятся этим действием в гражданский оборот. Обязательные экземпляры данной книги не могут быть предоставлены этими библиотеками и организациями никаким читателям. Эти библиотеки и организации не являются приобретателями данной Лицензии, так как свободное распространение информации из текстов данной книги, самих текстов и иллюстраций данной книги Автор оставляет только за собой и своим Издательством...

Библиотеки и организации, получившие, в соответствии с действующим законодательством, Обязательные экземпляры данной книги, лишены данной Лицензией права на любое копирование, перевод, перекодировку или иную обработку текстов и иллюстраций данной книги, независимо от того, на какие причины для подобных действий эти библиотеки и организации могут сослаться. Данная Лицензия исключает межбиблиотечный обмен экземплярами данной книги. Библиотеки и организации, в которые, в соответствии с действующим законодательством и статьями Гражданского Кодекса РФ, направлены обязательные экземпляры данной книги, имеют право лишь архивного хранения экземпляров данной книги, но не имеют права свободного распространения информации данной книги, в том числе передачу данной книги в аренду (прокат)...

Данная Лицензия полностью исключает для любых физических или юридических лиц право и возможность перевода текстов данной книги на любой другой язык в любом формате, в том числе в цифровых или иных кодировках... право и возможность цитирования текстов данной книги, кроме случаев, необходимых для работы правоохранительных служб, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации, а также для рекламных целей и целей оповещения любого, в том числе неопределённого, числа лиц о существовании данного издания книги (при этом допускается цитирование текста обложки книги, текста титульного листа книги и текста листа выходных данных книги)...

Данная Лицензия исключает возможность любой переработки любых текстовых, иллюстративных и иных частей данной книги, в том числе для переводов и создания производных произведений.

Данная Лицензия исключает право включения информации данной книги, или её частей, в какие либо другие составные произведения, оставляя это право эксклюзивно только за Автором...

Ответственность за нарушение ограничений, установленных данной Лицензией, определяется в судебном порядке".

Далее я задала  Леониду Сергеевичу вопрос:

Галина Волина: "Вы не опасаетесь, что такая жесткая лицензия оттолкнет вашего потенциального читателя от приобретения книги?"

Леонид Чистяков: "Думаю, что не оттолкнет, если всех столь разных читателей не воспринимать как нечто "аморфно единое".  Многим людям никакие правила не указ, и они мою лицензию даже не будут читать. А стихи им понравятся, и они будут рады, что не зря потратили свои деньги. Кто-то очень мнительный и боязливый лишит себя этой радости, да и пусть, это его дело ‒ меня от этого не убудет. Вообще эта лицензия направлена не против читателя, а против производителя контрафактной продукции, а его в этом случае обнаружить будет намного легче. И компенсация автору от такого пирата может быть в судебном порядке очень большой. Так что автор даже выиграет от этого. Читатель же в целом привыкнет к этому, как он привык уже давно к лицензионным компьютерным программам, активации этих программ, их регистрации и т.п.

Эта первая в нашей истории подобная лицензия составлена мной максимально жестко, чтобы по реакции физических и юридических лиц изменить, возможно, в дальнейшем состав ограничений такой лицензии".

Мне и самой интересно узнать,  какая судьба ожидает эту великолепную книгу стихов Леонида Сергеевича Чистякова.

Ну, что же, поживём ‒ увидим.

 

 

Так выглядит первое в истории России издание книги, защищённое авторской Лицензией.

2016 Галина Волина о стихах Леонида Сергеевича Чистякова - РБОФ им. Валерия Золотухина. ©
Powered by Joomla 1.7 Templates